Обитатели моря

Подводные лодки

Англичанин Уильям Боурн в 1578 г. описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур и кожаный подводный корабль с балластными цистернами и вытяжной трубой — шноркелем, воевавший в Чёрном море. В 1620 г. голландец Корнелиус ван Дреббель, не имея представления о кислороде (он ещё не был открыт) и выделении углекислого газа при дыхании, предложил идею обновления воздуха в лодке и воплотил её на реке Темзе, очищая какой-то жидкостью «воздушную квинтэссенцию» в двух вёсельных субмаринах.

Сто лет спустя крестьянин-самоучка Ефим Никонов испытал в Петербурге в присутствии Петра I на галерном дворе действующую модель подводной лодки, но построить «потаённое огненное судно большого корпуса» из-за смерти царя не успел. Это сделал в 1776 г. американский «мятежник» Д. Бушнелл. Его одноместная деревянная субмарина «Тартл» наводила ужас на врагов в период Войны за Независимость США, хотя не выполнила ни одного боевого задания. В 1801 г. изобретатель парохода Роберт Фултон испытал педальную лодку «Наутилус», в 1834 г. русский инженер К. А. Шильдер создал первую металлическую, но также педальную лодку, а в 1868 г. французы впервые установили на подводном судне паровую турбину и электродвигатель. Через 90 лет американская атомная лодка, тоже «Наутилус», с пятой попытки прошла подо льдами через Северный полюс, обнаружив здесь неизвестный горный хребет высотой 2430 м от дна и установив, что арктический ледяной покров не является сплошной шапкой.