Обитатели моря

Первые шаги в мир тишины

Самыми ранними из дошедших до нас фактов «личного» знакомства человека с морскими глубинами являются остатки трапезы устрицами, обнаруженные при раскопках поселений IX—VII вв. до н. э. на берегу Чесапикского залива Атлантического океана, а также завалы столовых раковин моллюсков, найденные в Бразилии у реки Рио-Гварагваху на стоянке индейцев, основание которой датируется VI в. до н. э. Высота завалов составляла 21 м, длина — 300 м, а количество створок превышало 2,5 млрд. Столько морепродуктов племя из 100 человек могло съесть за 500 (!) лет. Морским дном интересовался уже отец истории Геродот. Описывая Египет, он отмечал: «Природа Египетской земли такова, что если, приближаясь к ней на корабле, в одном дне пути от неё бросить лот, то получишь ил даже на глубине 11 оргий» (20,4 м). Он же поведал миру о ловком греке ныряльщике Сциллисе, который обеспечил землякам победу над персами, обрезав якорные канаты их кораблей, после чего суда штормом выбросило на скалы.

Соотечественник Геродота историк Фукидид сообщал, что в 414 г. до н. э. при осаде Сиракуз водолазы подпилили сваи, заграждавшие вход в гавань. Аристотель оставил зарисовки ныряльщиков, дышавших на большой глубине через кожаные трубки. (Сегодня известно, что мышцы наших лёгких могут преодолеть разность давления между поверхностью и глубиной всего в 25 см, а мягкая трубка сплющивается водой уже на глубине 1 м.)

В 77 г. н. э. римлянин Плиний Старший подробно описал кожаный бурдюк и трубку для ныряния. Позднее римский писатель Флавий Ренат Вегеций упоминал о подводных бойцах и снаряжении для погружения на глубину 1 м, включавшем кожаные маску и трубку с наполненным воздухом мешочком на конце — для плавучести.

В 1500 г. Леонардо да Винчи составил список известного к тому времени подводного снаряжения, не отличавшийся, впрочем, разнообразием. Сам гений Возрождения, погружаясь на дно моря, исследовал перемещение наносов и предложил проект молов для защиты порта Чезенатико от заиления.

Он же сделал эскизы подводных резервуаров для воздуха, водолазных грузов в виде мешков с песком, а также ласт, которые стали применять только четыре века спустя.